sm_sergeev (sm_sergeev) wrote,
sm_sergeev
sm_sergeev

Category:

Методологическое: русофобия и русофобское высказывание

«Когда двое говорят одно и то же,  это не одно и то же». Сей парадокс, давно уже сделавшийся банальностью, не худо бы помнить, обращаясь к рассмотрению вопроса о русофобии в русской мысли 18 – начала 20 в.

Советские и постсоветские русофобы активно использовали и используют для пристойного оправдания своей фобии те или иные авторитеты из прошлого, незаконно их приватизируя. И вот какой-нибудь внук комиссара из Бердичева набрасывает благородный флёр на свои инородческо-чекистские комплексы и с пафосом законного наследника русской интеллигентской культуры, уничтоженной его дедушкой, выводит собственную идейную генеалогию отнюдь не из Ленина, Бухарина и Ягоды, а из Чаадаева, Герцена и Чехова. Его горячие оппоненты-русофилы тут же принимают эти лукавые правила игры и чохом записывают в русофобы всех, на кого благожелательно сослался их ненавистный супостат. И вроде бы действительно, последний говорит ровно то же, что и первые…

Но на самом-то деле, если внимательно рассмотреть т.н. "русофобию" в русской дореволюционной культуре, в девяносто девяти случаях из ста перед нами предстанет  классическая ситуация русской ругани на русских и русское, своего на своё и своих, не предполагающей, тем не менее, отрицания русскости как таковой. Потому что посмотрев другие сочинения данного «русофоба» (а иногда даже просто не поленившись заглянуть в следующий абзац того же самого текста) мы обнаружим вполне себе твёрдую и последовательную русофильскую позицию, особенно, если дело касается не абстрактного философствования, а жизненной практики. Т.е. в самом худшем случае мы здесь имеем не русофобию как последовательный дискурс, а русофобское высказывание. Факт последнего ещё не делает человека носителем первого. По аналогии: сказать глупость и быть глупцом – «две большие разницы».

Т.е. в каждом конкретном случае важен контекст русофобского высказывания. Легко понять суть этой проблемы на простом бытовом примере. Страстно любящие друг друга люди нередко страстно же и ссорятся, и вот на пике конфликта один из них (точнее, как правило, одна) в бешенстве кричит: «Ненавижу тебя! Ты самый низкий, ты подлый самый! Чтоб ты сдох, проклятый!». Это совершенно очевидное «петровофобское» высказывание (предположим, что фамилия обличаемого «Петров»), но вот «петровофобия» ли это? Ведь в большинстве подобных случаев уже на следующий день (а то и через полчаса) та же самая «петровофобка» будет ласково шептать на ухо объекту недавней ненависти: «Я тебя люблю больше всего на свете! Ты самый лучший! Я за тебя жизнь отдам!». Возможно, последняя реплика тоже будет преувеличением, но, во всяком случае, понятно, что определить суть отношения к «Петрову» его возлюбленной как «петровофобию» ни в коем случае нельзя.

Другой пример. Того же самого «Петрова» с детства взахлёб ненавидит некий «Сидоров». Днями и ночами он мечтает выплеснуть на него свою ненависть, поджигает ему дверь, прокалывает шины у машины, травит собаку и т.д. И так годами. Наконец «Сидоров» напивается и режет врагу в глаза правду-матку: «Ненавижу тебя! Ты самый низкий, ты подлый самый! [здесь он возможно даже добавит: «Правильно твоя Любка тебе говорила» - он слышал вчера через стенку ругань этой пары.] Чтоб ты сдох, проклятый!». Слова те же самые, но в данном случае это уже не просто «петровофобское» высказывание, а выражение самой настоящей «петровофобии».

Вкратце моя гипотеза по данной теме такова: в русской культуре 19 - нач. 20 в. (с 18 в. более сложная ситуация, требующая отдельного разговора) есть русофобские высказывания и даже тексты, но нет русофобии как целостного и последовательного дискурса. Последний приходит только с большевизмом, господствует в 20-е - пер.пол. 30-х гг., с начала 40-х уходит в подполье, возрождается в диссидентстве 60-х и снова выходит на авансцену в конце 80-х.

Subscribe

  • Вышел в свет № 24 "Вопросов национализма"

    Уже сегодня вечером будет продаваться в "Фаланстере, а со следующей недели и в других традиционных точках распространения. Содержание ГЛАВНАЯ ТЕМА.…

  • Реклама

    Было ли Московское великое княжество/царство русским национальным государством? "…Москва спасла Россию, задушив все, что было свободного в русской…

  • Курс лекций Сергея Сергеева "История русской нации"

    Оригинал взят у krylov в Курс лекций Сергея Сергеева "История русской нации" Продолжаем нести в массы разумное, доброе,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Вышел в свет № 24 "Вопросов национализма"

    Уже сегодня вечером будет продаваться в "Фаланстере, а со следующей недели и в других традиционных точках распространения. Содержание ГЛАВНАЯ ТЕМА.…

  • Реклама

    Было ли Московское великое княжество/царство русским национальным государством? "…Москва спасла Россию, задушив все, что было свободного в русской…

  • Курс лекций Сергея Сергеева "История русской нации"

    Оригинал взят у krylov в Курс лекций Сергея Сергеева "История русской нации" Продолжаем нести в массы разумное, доброе,…